Вернутся назад

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА УРОКА-ПРАКТИКУМА ПО ИСТОРИИ В 5 «Г» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

« Корифеи науки Средней Азии»

 

 

 

                                    Провела: учитель истории 1 категории ГОСШ № 107 ДЬЯКОНОВА Я.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТАШКЕНТ – ЯНВАРЬ 2017 Г.

16.01.2017 г. – 5Г

ТЕМА:  КОРИФЕИ НАУКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ 9-12 ВЕКОВ

ЦЕЛИ: - способствовать формированию представлений о развитии науки, научных трудах средневековых авторов,                     раскрыть их исторические ценности;

- совершенствовать навыки работы с историческими источниками, научить делать сравнительный анализ;

- научить применять полученные знания в жизни, воспитательное и образовательное значение исторических трудов, с-     -выяснить, какой вклад внесли народы Средней Азии в развитие мировой культуры;

- показать роль ислама в развитии культуры Средней Азии

- продолжит развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- воспитание бережного отношения к наследию прошлого

 

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор, презентация, портреты ученых, тесты

 

ТИП УРОКА: урок-практикум с интерактивными методами обучения,  лекция с элементами

Урока «личность в истории»

 

ХОД  УРОКА:

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Определение целей и задач

Создание рабочей обстановки, подготовка класса

к работе.

 

2.  НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ К КЛАССУ:

 

1.      Каких среднеазиатских мыслителей вы  знаете?

2.      Как назывались академии того времени?

3.      В каких городах они были?

4.      Какие науки изучались в этих академиях?

 

3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

 

В конце VIII века — начале IX века социальная и политическая ситуация в Центральной Азии несколько стабилизировалась. Такие города, как Бухара, Самарканд, Хива, Термез, Фергана, Ходжент, Коканд превратились в очаги культуры. В Хорезме была организована академия Мамуна, где великие ученые эпохи вносили свой вклад в развитие науки и искусства. В развитии торговли и культуры особую роль сыграл Великий Шёлковый путь и распространение ислама. В эпоху Мусульманского Ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии развивались естественные, философско-нравственные и религиозные науки. В период Ренессанса внимание к развитию национальной культуры поднялось на уровень государственной политики. Добившаяся своей независимости династия Саманидов, особенно их первые правители, осознали, что если не упрочить национальные культурные ценности, то нельзя добиться полной государственной независимости. Не запрещая художественное творчество на арабском языке, Саманиды поддерживали авторов, пишущих свои произведения на языке, понятном простому народу. Саманиды основали большую библиотеку, равную знаменитой Ширазской библиотеке. По воспоминаниям великого учёного Авиценны, библиотека была многокомнатной, в одной из комнат хранились арабские книги, в другой книги по теологии. В таком порядке в каждой из комнат были собраны книги по какой-то определенной сфере науки. Великие представители культуры эпохи Возрождения в своём творчестве и изысканиях опирались непосредственно на древнее культурное наследие. Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные хорошо знали по несколько языков. Несмотря на нашествие арабов, разрушивших многочисленные культурные памятники, преследовавших учёных, древняя богатая культура всё же оставила свой след. Если ислам в определенной степени оказал влияние на всю культуру, язык, обычаи и обряды, традиции, то сущность культуры не изменилась. Это проявилось в таких качествах нашего народа, как доброта, любовь и милосердие, человеколюбие, великодушие, добродушие, толерантность, стремление к знаниям, уважение к другим народам. Учёные Центральной Азии знакомили другие народы с культурой Индии, Китая, Греции. Знаменитый математик аль-Хорезми поднял индийскую систему счёта на ещё более высокую ступень, аль Фараби ещё более развил философское учение греческого ученого Аристотеля, Авиценна обогатил медицину Гиппократа, имам аль-Бухари обосновал исламское учение пророка Магомета (Мухаммад САВ). Говоря о взлёте культурного развития Центральной Азии в IX-XII веках, надо сказать, что зря этот регион известен в истории как колыбель науки и образования, величайших открытий, взрастившая величайших учёных-энциклопедистов, известных всему миру, культура которой получила названия «Мусульманский Ренессанс», «Арабская культура». Историки и путешественники средних веков оставили сведения о том, что в этот период в Центральной Азии были развиты экономика и торговля, возведены города, наблюдался расцвет науки и культуры. Были развиты монументальное зодчество, изобразительное искусство, живопись, музыка, работали крупные библиотеки.

 

4.  ВЫСТУПЛЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ 5 Г КЛАССА

1-4СЛАЙДЫ 
Мухаммад
ибн Муса аль-Хорезми (780 – 847) – основатель алгебры. Название этого раздела математики взято из его труда “Книга восстановлений  и противопоставлений”, в которой вводятся правила действия с алгебраическими величинами, дается способ решения уравнений первой и второй степени.

Труды аль-Хорезми “Астрономические таблицы”, “Трактат о солнечных часах”, работы по географии (составление географических карт), истории и др., переведенные на латинский язык, оказали плодотворное влияние на развитие средневековой научной мысли в странах Востока и Запада.

5—7 СЛАЙДЫ

Ахмад Фергани – астроном, жил в IX в. наиболее известным его сочинениями являются “Книга о небесных движениях” и “Свод науки о звездах”. В них собраны астрономические сведения, базирующиеся на основе греческой школы. Труд состоит из тридцати разделов, рассказывающих о движении небесных светил, фазах луны, астрономических константах.

8-11 СЛАЙДЫ

Аль-Фараби (873 – 950). Всего им создано более 100 произведений. Среди них особое значение имеют “Источники философии”, “Трактат о разуме”, “Трактат о государстве” и др. Широкую известность Фараби приобрел в связи с пропагандой им древнегреческой философии – учения Аристотеля, Платона, Евклида.

Сохранились работы Фараби по математике, астрономии, медицине, грамматике и другим отраслям науки.

12-15 СЛАЙДЫ

Абу Рейхан Беруни (973 – 1048) – вошел в историю науки как ученый-энциклопедист. Он создал более 150 произведений, посвященных почти всем отраслям знаний того времени. Наиболее известны его работы “Наука о звездах”, “Индия”, “Памятники минувших поколений”, “Хронология древних народов”” и др.

Труды Беруни по математике, географии и астрономии не потеряли своего значения до настоящего времени. Он занимался также физикой, минералогией и историей.

Интересны мысли Беруни о воспитании. Во многих своих работах он утверждает, что только знания и труд облагораживают человека. Главную роль в формировании человека Беруни отводил труду. Он подчеркивал, что только труд формирует высокие человеческие качества.

16-20 СЛАЙДЫ

Абу Али Ибн-Сина (980 – 1037) свою первую научную работу написал в 17 лет. Научное наследие Ибн-Сины огромно и охватывает все области человеческих знаний того времени. Наиболее крупными его произведениями являются “Книга исцеления”, состоящая из 22 томов, “Книга знания”, “Книга спасения”, “Канон врачебной науки”, который был главным источником знаний по медицине в течение шести веков для врачей Востока и Запада. Многими сведениями из этой книги врачи пользуются и сегодня.

21СЛАЙД

Конференция о великих достижениях науки среднеазиатских ученых

2 тур – ребусы по этой теме ( 3 учащихся)

3 тур – собрать пазлы с именами ученых ( 4 ученика)

4 тур – кроссворд ( 3 ученика отвечают)

На экране слайд с кроссвордом. Ученики, отвечающие сдают кроссворд. А класс отвечает на вопросы и проверяем как ответили учащиеся.

Учитель проверяет пазлы и ребусы, а учащиеся отвечают на тесты.

 

 

 

 

 

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ:    ТЕСТИРОВАНИЕ

1.Кто написал книгу «Канон врачебной науки»

А)Бируни  В)Хорезми  С)Ибн Сина  Д) Фараби

2.Он родился в Кяте, написал книги «Минералогия»,»Индия»

А)Бируни  В)Хорезми  С)Ибн Сина  Д)Фараби

3. Хорезми работал в…

А)Байт ал хикма  В)Дорул хикма  С)при дворе султана Хусейна  Д) в Обсерватории Самарканда

4.Когдабыла разрушена академия Мамуна

А)1017   В) 1004   С)890    Д)1038

5.Когда И.А.Каримов подписал Указ о возрождении академии

А)1996   В)2006  С)1997  Д)2007

6.Место для обучения студентов

А)мечеть  В)медресе  С)минарет  Д)мактаб

7.В «Дорул хикма ва майориф» кто из среднеазиатских ученых работал

А)Бируни и Ибн Сина  В)Хорезми и Фергани  С)Бируни и Фараби Д)Фараби и Ибн Сина

8.Кто починил нилометр?

А)Хорезми  В)Бируни  С)Фергани  Д)Фараби

9.Основатель алгебры?

А)Фергани  В)Бируни  С)Фароби  Д)Хорезми

10.Он написал 160 трудов, но главный «О взглядах жителей добродетельного города»

А)Фергани  В)Бируни  С)Фароби  Д)Хорезми

 

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

 

7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: параграф № 24, читать пересказывать, отвечать на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Вернутся назад